ОЛИГОФРЕНИЯ (OLIGOPHRENIA)

ОЛИГОФРЕНИЯ (OLIGOPHRENIA)

Симптомы. На фоне общего недоразвития всего организма более или менее резкое недоразвитие психики, прежде всего умственной сферы (в зависимости от степени слабоумия различают идиотию, имбецильность и дебильность). Со стороны соматики часты аномалии строения и формы отдельных частей, объединяемые под названием дегенеративных признаков (волчья пасть, заячья губа, полидактилия и пр.), недоразвитие двигательных функций, недостатки со стороны речи. Из отдельных форм олигофрении различают:

1) олигофрению вследствие эндогенных расстройств мозга (микроцефалия, мегалоэнцефалия и пр.),

2) олигофрению вследствие эндогенных поражений мозга (в связи с перенесением острой инфекций, интоксикации, травмами, с конгенитальным сифилисом, с водянкой),

3) олигофрению, связанную с эндокринным расстройством.

Лечение и профилактика. Слабоумие как таковое почти не поддается успешному терапевтическому воздействию. Там, где известна причина заболевания, все же важно предпринять причинное лечение. Так, при олигофрении на почве сифилиса следует испробовать специфическое лечение, при эндокринной олигофрении показано соответствующее лечение органопрепаратами. В некоторых случаях олигофрении возможно хирургическое лечение. При водянке удаление жидкости дает хотя и нестойкие, но все же благоприятные результаты; иногда такое вмешательство является жизненным показанием, так как резкое повышение внутричерепного давления может давать очень опасные симптомы. Далее, в случаях, когда имеются указания на постоянное раздражение мозгового вещества, вследствие чего наблюдаются эпилептиформные припадки, джексоновская эпилепсия и другие гиперкинезы, показана трепанация с удалением рубцов, опухолей, кист и пр. Следует иметь в виду во всех этих случаях необходимость точной локализации. Чрезвычайно важное значение имеют профилактические мероприятия, лечебно-педагогические мероприятия в детском возрасте, в дальнейшем — трудовой режим. Эти меры предупреждают столь частые уклонения олигофренов в сторону антисоциальности. Воспитание и обучение умственно отсталых требуют создания для них соответствующей обстановки, применения методов, подходящих для уровня их развития. В более тяжелых случаях (идиотия и тяжелые формы имбецильности) задача воспитания ограничивается дисциплииированием субъекта, обучением простейшим навыкам, опрятности, умению одеваться и пр., что до известной степени облегчает уход за такими больными. Все же их беспомощность так велика, что в очень многих случаях их надо содержать в специальных учреждениях. Гораздо более сложной, но зато более благодарной задачей является обучение и воспитание нерезко выраженных олигофренов, особенно дебилов. При благоприятных условиях такие олигофрены после обучения в вспомогательных школах, в которых материал преподавания приспособлен к их уровню развития, могут вести трудовую жизнь и не быть в тягость окружающим. При выборе профессии необходимо учитывать психические и физические силы субъекта, направляя его на простейшие формы труда. Те из олигофренов, которые склонны к правонарушениям, должны находиться под специальным надзором, а более опасных нужно содержать в колониях с трудовым режимом. Вступление олигофренов в брак нежелательно.

Категорія: Психические болезни |
Переглядів: 186 | Теги: ОЛИГОФРЕНИЯ, OLIGOPHRENIA